Радуга из шерсти

...о вязании и других рукоделиях


Ручное ткачество поясов (часть2)

И, наконец, характерный для Русского Севера прием тканья "с перебросом". Рассмотрим простой, но очень красивый пример такого узора, известный под названием "лодочка", "челночек".

Возьмем 4 дощечки и заправим в 2 из них нити красного цвета, в 2 другие - желтого. Хотя для данного приема это не важно, но все же напоминаем, что большинство русских поясов ткалось на дощечках с 4 отверстиями. На схеме внизу показано первоначальное расположение дощечек, знаки в нижнем ряду обозначают положение дощечек относительно нитей (S или Z заправка). Таким образом, у нас в середине расположены 2 дощечки с желтыми нитями, по краям - две с красными.

Поворачиваем все дощечки одновременно несколько раз и получаем узор в виде полос, который соответствует нижнему ряду квадратов на схеме. Затем поднимаем желтые дощечки вверх и переносим их над красными нитями на края. Эта операция изображена стрелками во втором ряду. Теперь у нас порядок дощечек соответствует показанному в ряду 3, т.е. две красные дощечки в середине, две желтые - по краям. Поворачиваем дощечки несколько раз, прокладывая уток. Количество поворотов определяется мастерицей в зависимости от толщины утка и желаемой плотности узора. Затем снова делаем перенос дощечек в соответствии со стрелками ряду 4, т.е красные дощечки перемещаются над желтыми нитями на края, желтые оказываются в середине (ряд 5).

Делаем несколько поворотов, затем, как показано в ряду 6, осуществляем перенос дощечек в другом направлении: поднимаем крайние красные дощечки и над желтыми нитями переносим их в середину. Проткав таким образом несколько рядов, делаем перенос, показанный в ряду 8, и возвращаемся к первоначальному положению дощечек.

Мы видим, что на выполненном отрезке пояса, действительно, образовалась фигура, напоминающая по форме лодочку, что соответствует названию узора. Затем можно сразу начинать делать следующую "лодочку", вернувшись к началу схемы, либо проткать участок подлиннее без перебросов, а затем выполнить перебросы по схеме. Во втором случае "лодочки" на вашем поясе будут плыть дальше друг от друга. В традиции встречаются оба варианта тканья.


А теперь задумаемся над вопросом: "А что, собственно, превращает тканую тесьму в пояс?". Конечно, пояс делают поясом кисти.

Почему же так важна роль кистей? Ведь свое функциональное назначение- поддерживание одежды- пояс отлично может выполнять и без них? И все же именно кисти превращают пояс в объект культуры, "маркируя" его в пространстве, обозначая его начало и конец. В традиционной культуре любое явление имеет свои пространственные (или временные) рамки, выделяющие его из общего потока. Так и кисти выделяют пояс как самостоятельный объект из непрерывности тканья.

Таким образом, кисти являются своеобразной границей между "поясом" и "не-поясом". А любая граница в традиционном сознании является местом особым, которое должно быть соответственно отмечено (для примера вспомним, что вся одежда особенно украшалась также по "границам"- по подолу, краям рукавов и вырезу ворота). Этот взгляд на кисти не просто как на декоративный элемент, а как на начало и конец значимого объекта культуры и объясняет то внимание, которое уделялось оформлению кистей.

Даже в одежде традиционных народных кукол, в которой пояс также обязателен, как и в одежде людей, концы этого пояса особо отмечены. Часто сам пояс изображается просто 2-3 скрученными нитками, но и в этом случае его концы выделены узелками.

Интересный факт, касающийся кистей, был отмечен этнографами, работавшими на Русском Севере в 50 годах 20 века. В этих районах традиционно популярны были "сетковые" пояса, считавшиеся особо хорошей защитой от злых сил. Так вот, когда в 1950-х появились в продаже сетчатые сумки, люди покупали их, и, украсив кистями, носили в качестве поясов. Это яркий пример того, что кисти способны даже безликой магазинной вещи придать значение магического предмета.

Можно только удивляться разнообразию приемов оформления кистей. В традиционных поясах очень точно соблюдено равновесие между декором основного пространства пояса и кистей. Обычно широкие яркие пояса имеют довольно скромные кисти из скрученных или просто расчесанных нитей основы пояса. В то же время скромные узенькие пояски часто украшены многоярусными пышными кистями, в которых используется бисер и дорогие покупные ткани.

 

полностью статья Г.Горяиновой опубликована в Журнале TWIST
(Tablet Weaver's International Studies & Techniques)

 


Буду очень рада, если порекомендуете другу