Радуга из шерсти

...о вязании и других рукоделиях


Заметки о рукоделиях

История войлока

Войлоковаляние - древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения.

История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э.

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода..

И все же по сравнению с ткачеством, возраст которого ученые оценивают в 20 тыс. лет, войлок был изобретен довольно поздно. В чем же причина такого отставания?

Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к. не она не имеет чешуйчайтого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Но количество шерсти, которое можно получить с одной овцы сравнительно невелико - 3-5 кг, а на покрытие для на юрты, например, требуется 100-120 кг шерсти. Поэтому начало истории войлока относится к тому времени, когда была одомашнена лошадь (5-6 тыс. до н.э). Примерно в это же время была одомашнена и собака - помощница человека в пастьбе овец. Использование верховых лошадей и собак сделало возможным организацию овец в большие отары, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющим для многих народов.

Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.

С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:

  • вваливание узора
  • аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа
  • мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.
  • иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками
  • изредка встречается роспись по войлоку.

До наших дней дошли основные войлочные традиции.

Так называемая иранская традиция, в которой выполнены первые из известных войлоков - вваливание узора. Носителями этой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось века и тысячелия назад. Основные цвета туркменских войлоков - белый, красный и черный, а основной узор - стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и приступают непосредственно к валянию кошмы.

Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока - занавеса площадью более 30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов (). Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.

А в Бурятии в своем, можно сказать, первозданном виде живет сюнская традиция войлоковаляния. Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чаще одноцветны, зато сплошь украшены мелкой стежкой сухожильными нитями. Древние магические узоры стежки используются по сей день.

Если с валянием небольших изделий отлично справляются женщины, то валяние "серьезных" вещей - это мужская работа. Готовое к валянию, например, полотнище для юрты навивается на палку, зашивается в кожу, и палка привязывается к стременам оседланного коня. Конь таскает эту палку по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Считается, что для этого достаточно протащить ее на 15-20 полетов стрелы (примерно 2 км.)

Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подвалянные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды.

Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.

Как сказал венгерский этнограф Иштван Видак, изучавший традиции войлоковаляния у разных народов и сам в совершенстве его освоивший:" Чтобы делать войлок, вам не нужно ничего, кроме рук человека и шерсти. Правда, нужно еще очень много труда." Но, пожалуй, именно этим и привлекательно искусство войлока.

Галина Горяинова
использованы материалы фильма "История войлока"


Возврат к списку


Буду очень рада, если порекомендуете другу