Радуга из шерсти

...о вязании и других рукоделиях


Заметки о рукоделиях

Ручное ткачество поясов (часть1)

Что такое русский пояс? Сказать, что это необходимая деталь традиционного костюма - значит не сказать ничего о той важной роли, которую играет пояс во всей традиционной русской культуре.

Пояс сопровождал человека всю жизнь. Свой первый пояс младенец получал при крещении, а иногда и раньше. Такие пояса носили на голом теле под одеждой, иногда не снимая даже в бане. Как и крест, пояс считался знаком принадлежности к социуму и оберегал от зла. Существуют былички о человеке, который совершал многочисленные безобразия, будучи пьяным, потерял даже крест, и дело дошло до того, что дьявол уже собирался утащить этого человека в ад. Но он не смог этого сделать, т.к. оказалось, что человек все же имел на теле пояс, который и спас его.
Одежду деревенских детей часто составляла одна рубашка, но обязательно подпоясанная. Известна старая русская поговорка "Нищему одеться - только подпоясаться", очень точно выделяющая особую роль пояса в костюме.

До сих пор в русском языке есть выражение "распоясался". Так говорят о человеке, чье поведение становится неприемлемым. Мы видим, что в традиционном сознании факт снятия пояса понимается как выход человека за рамки человеческого. И действительно, в тех случаях, когда требовался контакт с иным миром, например, во время гаданий или колдовских обрядов, пояс всегда снимался.

Кроме ритуальных поясов, надеваемых на голое тело, были также пояса, завязываемые поверх одежды, которые были также обязательны, но им придавалось меньшее магическое значение. Внешне они выглядели гораздо более эффектно - были шире и богаче орнаментированы.

Каждая женщина за свою жизнь изготавливала множество поясов для разных случаев. Только к моменту своей свадьбы девушка должна была соткать несколько десятков поясов для подарков родственникам и т.д. Поэтому неудивительно то многообразие техник и узоров для изготовления поясов, которое было накоплено народными мастерицами.

Вот некоторые из этих техник:

1. Плетеные пояса и пояса, выполненные в технике спрэнга

2. Пояса, тканые на берде. Узор этих поясов мог закладываться определенным цветовым ритмом нитей основы, либо быть более сложным и формироваться мастерицей в процессе тканья перебором нитей. Встречаются также пояса, где нити основы почти не видны, а узор (обычно разноцветные поперечные полосы) образуют нити утка.

3. Пояса, тканые на дощечках. Эта техника выработала несколько интересных приемов формирования орнамента. Для русских поясов использовались, в основном, дощечки с 4-мя отверстиями. Простейший орнамент получается, когда в разные отверстия дощечки заправлены нити разных цветов, дощечки вращаются в одну сторону и узор пояса складывается естественным чередованием нитей. Такой узор может использоваться либо самостоятельно, либо как кромка для поясов с более сложной центральной частью.

Следующий тип орнамента - так называемый "сложный поворот"(double-face в английском варианте). При этом в два верхних отверстия дощечки заправляются нити одного цвета, в два нижних - другого. Дощечки в процессе тканья вращаются в разные стороны, в зависимости от того, какой цвет требуется вывести на поверхность. Таким образом на поясе "рисовались" различные символы, буквы и тд. Встречаются пояса с дарственными надписями, которые девушки дарили своим избранникам, пояса с именем мастерицы. Популярны были пояса со словами молитвы. Часто такие пояса изготавливались в монастырях для продажи. Количество дощечек в таких поясах достигало сотен, использовались тонкие шелковые нити, и текст на поясах иногда располагался в несколько рядов.


Возврат к списку


Буду очень рада, если порекомендуете другу
 
Питание во время беременности